Ахсарбек Ахполов

Член Союза художников РСО-Алания.
Выпускник   Московского   академического института  им.  В.И. Сурикова

 

О живописи, рынке искусства и современном художественном андеграунде

По сути профессии мне выпадало много возможностей общаться с людьми искусства. Все они контрастно разные представители одного целого -  Высокого. Общаясь с Ахсарбеком Дмитриевичем, я поняла, насколько гармонично в мужчине может сочетаться талантливый творец и истинный семьянин. В работах художника явно отражаются традиции как национальной, так и мировой живописи, будь то портрет дочери, пейзаж или абстракция.

Оказавшись зрителем в галерее супруги Ахполова, и в его собственной, которые расположены в гостинице Кавказ, я словно побывала в другом мире, в котором царит абсолютное спокойсвие.

- Вы помните тот момент, когда Вы осознали, что хотите посвятить жизнь живописи?

 Да. Это комическая ситуация. Мы готовились в Беслане к футбольному матчу. На футболку нужно  было масляной краской нанести номер. Тогда я первый раз в жизни увидел масляные краски. Это  был тюбик кадмия красного светлого. Я отчетливо помню момент.  С этого и началось…

 

- Как дальше складывалась жизнь в искусстве?

Я начал заниматься в изокружке во Дворце пионеров, потом учился в Бесланской Детской художественной школе. Там мне преподавал Борис Афакоевич Тогузов. От него вышли именитые осетинские художники: Ахсар Есенов, Олег Басаев, Игорь Лотиев, Костя Кокаев и другие... После я  поступил во Владикавказское художественное училище. Дальше армия, служба в Архангельской области, в ПВО. Знаете, я тосковал по живописи. Помню, взял с собой коробку масляных красок. В лесу, в палатке, доставал коробку красок, откручивал крышку и представлял, как вернусьна родину, и буду писать...

Я поступил в Петербургскую академию художеств в сложные годы развала СССР. Канцтовары нам выдавали из благотворительных посылок, присланных немцами. И с продуктами было очень плохо. Отсюда я самолетом в Санкт - Петербург возил подсолнечное масло по два трехлитровых баллона. После третьего курса перевелся в Суриковский, к Таиру Салахову.

- Ваша супруга Ульяна Гончарова тоже художник. Как уживаются два творца в браке?

Я всегда хотела, чтобы супруга была мне соратником. Сегодня я понимаю, что это – большое, очень осознанное счастье. Ульяна - человек искусства. Ее мать - профессиональная балерина. Мы одно единое целое. У нас есть трехлетняя дочь. И это сделала наш союз еще более светлым и прочным.

Как она пишет, так в Осетии – мало кто. Например, городские пейзажи.  Ульяна  – молодой художник, но у нее были персональные выставки, она участница многих экспозиций и в Санкт - Петербурге, и в Москве. У нас были и совместные экспозиции, в музее Цветаевой, Мариинском театре, в Совете Федераций. Это еще до рождения дочери. Хотя сейчас она много работает, достаточно частных заказов. В 2013 году я был на стажировке в Париже, на данный момент собираю документы, и надеюсь, поедет она. 

 

- Каково быть человеком искусства в 21 веке?

Вообще, я не коммерческий художник.  Но сейчас сложная ситуация в стране и у меня растет дочь. Творчество ушло на второй план, к сожалению, вопрос заработка в приоритете сегодня.

Собираю коллекцию картин для дочери, ее портреты по мере взросления, и другие.  Возможно, это единственное ценное, что я смогу оставить ей в наследство.

Сейчас большинству художников приходится писать на продажу. Для тех, кто зарабатывает на жизнь живописью, на  свое, внутреннее, остается мало времени и сил.

Как видите, нам очень повезло: работаем в хороших условиях и имеем возможность выставлять картины здесь, в гостинице Кавказ, за что безграничное спасибо ее владельцу Виктору Хасанбиевичу.

- Вы бы хотели, чтобы Ваша дочь стала художником?

Я мечтаю об этом. Человек, который занимается искусством – настоящий человек. Оно выражает самые искренние чувства. Если она себя найдет в этом, я всячески ее поддержу.

 - Что есть любовь в понимании художника?

Я не буду оригинален. Это величайшее чувство. Если оно в человеке есть, значит, он жив. Он будет дарить его матери, ребенку, друзьям, коллегам.

- Каким Вы видите конец света?

В каждом веке казалось, что он вот-вот наступит. Но насколько он близок сейчас, я думаю, еще не был.  Заметьте, между 20 и 21 веком грандиозная разница. Прошлый был насыщен знаменитыми личностями: художниками, композиторами, поэтами, демократами, национальными лидерами. Но важно то, что они имели право голоса, к ним прислушивались, ими восхищались, за ними шли.  И посудите сами, что происходит сейчас. Таланты есть, мы богаты и самородками,  но их не слышат. Они не играют никакую активную политическую роль в  жизни страны, республики. Их едва видно…. Вот вам конец света в моем видении.

 

Катя Валиева

 

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи!

Не все поля формы заполнены корректно: